Главная
Обо мне
Услуги и цены
Контакты
 
Гештальт-терапевт Владимир Селиванов
Тел. +38 050 801-97-91, 066 593-29-39
Главная Блог Любовь — это пожелание свободы другому

Любовь — это пожелание свободы другому

Автор: Дарья Селиванова   
14.04.17 13:43

original

В этой статье я рискну писать о самых банальных темах на свете — о любви и свободе. Тем не менее, именно эти темы — ключевые в психотерапии неврозов и личностных кризисов (даже если эти слова не произносятся в процессе терапии).

 

Невротик — это человек, который постоянно чего-то боится. Т.е. это нормальный человек. Потому, что это нормально — постоянно бояться:

— сделать неправильный выбор и потом всю жизнь локти кусать;
— допустить ошибку и быть из-за этого лохом;
— подхватить вредных микробов;
— совершить грех и быть наказанным за это;
— обидеть кого-то и быть в связи с этим несправедливым;
— не справиться с задачей и быть из-за этого ничтожеством;
— получить плохую оценку или не получить пятерку;
— не быть лучшим и быть в связи с этим полным ничтожеством;
— заболеть или травмироваться;
— остаться одному;
— умереть...

...нормальные человеческие страхи.

 

Но больше всего невротик боится быть отверженным и потерять любовь. Хоть этот страх часто не осознается, в отличие от вышеперечисленных.
Об этом много писала Карен Хорни. 
ЯДРО НЕВРОЗА — СТРАХ ПОТЕРИ ЛЮБВИ.
А кто не боится потери любви?..

«All we need is love»
(Джон Леннон)

 

Невротик отчаянно нуждается в любви и борется за неё всеми доступными ему средствами. А именно:
— подкупом;
— вызыванием жалости;
— призывом к справедливости;
— угрозами.

 

И это также подробно описывает Карен Хорни. Вот некоторые образцы невротической магии привлечения любви:

 

ПОДКУП
План А: «Я так сильно люблю тебя. Никто не будет так любить тебя, как я. Поэтому ты должен отказаться от всего, что тебе ценно ради меня (правильно говорить: «Во имя нашей любви»).

План В (мужской): «Со мной ты будешь, как за каменной стеной. Ради тебя я горы сверну и засыплю тебя бриллиантами. Но тебе придется отказаться от того, что тебе ценно ради меня («ради нашей любви»).

План С: «Я понимаю тебя и чувствую твой внутренний мир. Я разрешу твои внутренние конфликты, сниму с тебя тяжкий груз духовных поисков. Я замечу твой богатый внутренний мир и благодаря этому он будет раскрываться. Никто так не понимает тебя, как я. Поэтому ты должен отказаться от всего, что тебе ценно ради меня («ради нашей любви»).

ВЫЗЫВАНИЕ ЖАЛОСТИ
«Я так страдаю, поэтому ты должен любить меня и отказаться от всего, что тебе ценно ради меня («ради нашей любви»).

ПРИЗЫВ К СПРАВЕДЛИВОСТИ
План А: «Смотри, что я для тебя сделал. А что ты для меня готова сделать?»

План В: «Смотри, я отказался ради тебя от всего, что мне ценно. Это доказывает мою любовь к тебе. Докажи и ты свою любовь ко мне тем же («ради нашей любви»).

 

УГРОЗЫ
План А: «Если ты не будешь любить меня, я буду болеть» (угроза часто не осознается, но воплощается в виде реальных болезней или психосоматических расстройств).

План Б: «Если ты не будешь любить меня, я убью себя (или причиню себе вред)».

План С: «Если ты не будешь любить меня, я убью тебя (или причиню тебе вред)».

 

Любовь — она такая.

Самое интересное, что все эти страсти знакомы нам не только по личному опыту, но и по литературе, театру и кино. Такова наша мифология любви.

Но...

«О-о-о-о, но это не любовь».
(Виктор Цой)

 

Парадокс невротического отношения к любви в том, что невротик не только страшно нуждается в любви, но и ужасно боится ее.
Почему? Пусть Сартр мне поможет ответить на этот вопрос:

«Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу».

 

Но, чтобы эта мысль приобрела конкретное звучание и стала понятной, я приведу еще два важнейших высказывания Сартра:

«Человек — это прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста».

«Я и есть моя свобода».


Как понимать идею «человек — это проект»? Это значит, что человек — это не только то, чем он является в текущий момент, но и то, кем он хочет стать в будущем (его проект). Т.е., его желания, мечты, образы себя в будущем определяют его в настоящем. Нераскрывшийся потенциал личности — это и есть ядро личности. А личность — это самораскрывающаяся сущность, личность не статична, это динамическая структура становления (самоактуализация, индивидуация). Человек — это возможность будущего человека, которая исходит из его подлинной воли. 
Отсюда рождается второй тезис: «Я — это и есть моя свобода». Подлинное Я может проявится только в свободном акте волеизъявления. Свободное действие утверждает личность. Нет свободы — нет подлинного Я.

 

Думаю, вы уже догадываетесь к чему я клоню? Если мы и правда полюбили человека, то полюбили и его проект. А если мы полюбили проект, то будем желать, чтобы это проект развивался. Но этот проект исходит из свободной воли человека, его подлинных желаний. Как только эти желания подавляются, развитие проекта останавливается. А это значит, что мы будем заинтересованны в росте свободы любимого человека. 


Но здесь и проявляется невротический конфликт — давать свободу любимому страшно. Не менее страшно самому двигаться в сторону свободы. И тогда от свободы приходится бежать в спасительный невроз. Круг замыкается. Вот почему невроз создается не только страхом потери любви, но, не в меньшей степени, страхом самой любви.

 

В отношениях подлинной любви партнер будет давать любимому энергию на развитие своей свободы. Подлинная свобода существует только в связке с ответственностью, а значит, что партнеры будут содействовать и росту ответственности, а значит, подлинному и творческому развитию личности. Потому, что быть свободным — это непростая задача, требующая развития силы, навыков, прохождения инициаций и пр. Со свободой без подготовки не справиться.


Это непросто — питать свободу любимого. Ведь его проект может в чем-то вступать в конфликт с нашими текущими ожиданиями. Но разве не в этом проявляется сила любви и ее потенциал для развития? Иначе, все было бы просто, как у роботов.

В невротической любви партнеры «душат» свободу во всех ее проявлениях. Вместе с этим происходит и отказ от ответственности. Личные проекты подменяются шаблонами готовых социальных программ. Мерилом правильности выборов становятся предписания этих программ, и отсюда рождаются невротические вина, стыд и тревога. Именно невротическая тревога оказывается главным веществом, скрепляющим невротические узы.

 

Невроз проявляется тревожностью. А тревога — это движение в сторону сужения, сжатия и ригидности. Поэтому невротическая близость создает кокон, отгораживающий человека от мира. Отсюда невротическое ощущение одиночества среди людей. Нормальные невротические состояния — скука, тревожность, однообразие, «все ясно и понятно», ничего нового, «серые будни».
Любовь, наоборот, создает тенденцию к расширению и пластичности. Нормальные состояния любви — творчество, интерес, любопытство, стремление к новому, азарт, игривость и пр.

 

Конечно, всем нам в той или иной степени свойственны невротические формы близости, а абсолютная любовь, как и абсолютная свобода — это скорее недостижимые идеалы, определяющие направление развития. Но важно отделять понятия любви и невротической близости. Иначе мы имеем дело с чудовищными подменами понятий и извращению реальности: «бьет, значит любит», «так любит, что запретил на работу ходить, чтобы не увели», «я тебя люблю и поэтому знаю, что тебе нужно для счастья» и так далее. Т.е. любовью называют фактически захват и поглощение личности. Волк тоже любил Красную шапочку...

 

Как выходить из невротической зависимости и двигаться в сторону отношений любви? Это сложный процесс, но важным элементом в этом является диалог. Отношения любви диалогичны. Подлинный диалог возможен только между свободными людьми. Ведь в диалоге встречаются два разных мира, которые каким-то образом друг к друг относятся. В невротическом состоянии подлинный диалог невозможен. И в то же время практика диалога — это путь выхода из невротического слияния в сторону аутентичности, из которой только и возможна свобода и подлинная любовь.

 

И на завершение я еще раз повторю важный тезис: любовь проявляется искренней заинтересованностью в самоактуализации любимого (реализации его проекта себя), а значит, в развитии его свободы.


Подписывайтесь на мою страницу Facebook, чтобы читать статьи о психотерапии и развитии личности.

Для записи на консультацию, свяжитесь со мной по тел. +38 050 801-97-91.

 

Иллюстрация: Густав Климт, "Адам и Ева" (фрагмент)

 

© Психолог Владимир Селивановы | Психолог в киеве | Психотерапевт киев | Детский психолог | Семейный психолог
 

«Сознавание само по себе уже целительно!».

Фридрих Перлз